Решаем вместе
                              Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Приказ о назначении ответственного

История Лицея

История Лицея

Своим происхождением слово «лицей» обязано древнегреческому храму Аполлона Ликейского, близ которого находилось знаменитое образовательное учреждение для афинских юношей, где читал лекции Аристотель. В XIX веке в Европе лицеями стали называть средние учебные заведения с гуманитарной классической подготовкой, а в России - учреждения закрытого типа, предназначенные для «воспитания благородного юношества к гражданской службе по всем частям, требующим высшего образования». Кардинальное изменение социально-политической ситуации в России на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия привело к появлению новых образовательных учреждений – лицеев, гимназий, колледжей, частных школ. Одни из них базировались на новых методологических принципах и организационно-педагогических идеях, привлекли к работе педагогов-новаторов и вузовских энтузиастов, другие - просто ограничились сменой вывески.

В отличие от ряда учебных заведений нового типа создание Алтайского краевого педагогического лицея первоначально определялось не столько потребностью реализации экспериментального проекта или инновационной идеи, сколько необходимостью решения злободневной для Барнаульского педуниверситета, да и высшего образования Алтайского края в целом, практической задачи. Дело в том, что качество подготовки выпускников сельских школ нередко не отвечало уровню, необходимому для усвоения вузовских программ. Абитуриенты из села оказывались в неравных условиях с городскими, в распоряжении которых были специализированные школы и профильные классы, подготовительные курсы при вузах и услуги репетиторства. Эта проблема была давно известна педагогическим и управленческим структурам и решалась, с одной стороны, за счет регулируемых внеконкурсных наборов сельской молодежи, а с другой - путем подготовительных курсов. Однако подготовительные курсы для сельских школьников по заочной форме объективно имели крайне низкую эффективность, что наглядно показал многолетний опыт работы школы будущего учителя при Барнаульском пединституте.

Таким образом, новое учебное заведение, по замыслу организаторов, в неразрывной связи решало как практические задачи отбора и подготовки абитуриентов, склонных к педагогической профессии, так и создавало возможности для свободного интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности, максимального раскрытия способностей каждого лицеиста. Предполагалось, что лицей станет инновационным центром, аккумулирующим передовой опыт науки и педагогической практики, эффективной моделью взаимодействия вуза, средней школы и органов управления образованием.

Со временем, появились такие проблемы и сложности, о которых и не подозревали организаторы лицея. Однако, главная цель, на наш взгляд, достигнута: создан новый тип государственного образовательного учреждения среднего полного (общего) образования - педагогический лицей, работающий совместно с педвузом в условиях полного пансиона, реализующий этаппредпрофессиональной подготовки и воспитания в системе непрерывного педагогического образования. Открытие и успешное функционирование на базе лицея двух федеральных экспериментальных площадок позволяет говорить и о российском признании результатов проделанной работы.

14 февраля 1991 года приказом № 20/1 ректора Барнаульского I государственного педагогического института был учрежден Педагогический лицей в виде юридического лица Государственного малого предприятия «Учебный центр «Абитуриент». Действия ректора были основаны на имеющемся в то время (на начальном этапе перехода от плановой экономики к рыночной) Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (№ 790 от 08.08.1990г.). Школа в то время еще не имела права регистрации в качестве юридического лица. Вместе с тем, лицей неявно стал одним из тех самостоятельных школьных учебных заведений, деятельность которых стимулировала обновление законодательной базы в образовании (Закон РФ «Об образовании», ст. 12).

Следует отметить, что создание лицея происходило в период первоначального появления на Алтае учебных заведений нового типа. Поэтому подготовка необходимого пакета документов, разработка и утверждение устава, регистрация учреждения в качестве юридического лица, использование федеральной собственности педвуза для нужд среднего образования, которое финансировалось краевым бюджетом, и многие другие организационно-правовые вопросы приходилось решать, практически, впервые в крае.

Ректор БГПУ В.Н. Гончаров, выслушивая противоречивые мнения и советы, не сразу определил свою позицию относительно организации лицея и предоставления ему части помещений университета. Однако, хорошо представляя образовательную ситуацию на селе и радея за перспективы выпускников сельских школ, он сумел подняться над узковедомственными интересами, преодолеть некоторое недоверие к нетрадиционным типам учебных заведений и дал согласие на создание лицея. Положительному решению вопроса способствовало то, что командой энтузиастов, состоящей из молодых ученых и высококвалифицированных школьных практиков, за плечами которых был опыт партийной и административной работы, открытие хозрасчетных подготовительных курсов БГПИ и университетских классов в школе-гимназии № 40, была предложена обоснованная концепция организации и развития педагогического лицея.

Очень важно было определить источники финансирования лицея. Первоначально предполагалось, что родители учащихся смогут обеспечить финансирование лицея ежемесячными взносами, покрывая расходы на заработную плату преподавателей, обслуживающего персонала и питание лицеистов. Барнаульский пединститут до 1995 года не взимал арендную плату и не брал коммунальных платежей (электроэнергия, тепло, вода и канализация). Спонсоры «Алтайагропромсоюз» (рук.А.Г.Назарчук), ПКФ «Воскресение» (рук.Н.А.Воробьев), «Алтайкредитпромстройбанк» (рук. Н.В.Скрипник) помогли в сентябре 1991 - марте 1992 года в приобретении транспортных средств, частичного оборудования для столовой и учебного процесса, в финансировании текущих расходов. Первый учебный 1991-1992 год был прожит в напряженном финансовом режиме и жесточайшей экономии. Ситуация крайне осложнялась и общим состоянием экономики России в то время, проводимой в ней либерализацией цен.

В июне 1992 года острейшим образом встал вопрос о финансировании следующего учебного года. Директором была предпринята попытка включения лицея отдельной строкой в смету пединститута из федерального бюджета, но Министерство образования РФ разъяснило, что учреждения среднего полного (общего) образования финансируются из бюджетов субъектов федерации. К тому времени о лицее уже сложилось устойчивое положительное мнение (о его необходимости и полезности) в администрации края, краевом и районных комитетах по образованию, в Барнаульском пединституте. В итоге было подготовлено и принято Постановление администрации Алтайского края № 256 от 27.07.92г. «Об открытии краевого педагогического лицея-интерната при Барнаульском пединституте».

Постоянную поддержку лицею на всех этапах его существования оказывала заместитель председателя комитета по образованию администрации Алтайского края Н.Е. Симиренко. Много лет занимаясь кадровыми вопросами и, как никто другой, зная нужды сельских абитуриентов, она с самого начала увидела в лицее тот необходимый краю тип учебного заведения, который в какой-то мере поможет ослабить остроту с подготовкой и закреплением на селе высококвалифицированных учительских кадров. В феврале 1991 - июне 1992 года краевой комитет по образованию еще не был учредителем лицея. Вместе с тем с первых дней его существования краевой комитет оказывал лицею полную поддержку. Существенный вклад в создание материально-технической базы лицея внесли А.Н.Половников, зам.председателя по материально-техническому снабжению и Т.М.Ярных, специалист отдела снабжения. Так, в сентябре 1991 года лицею был выделен современный по тем временам компьютерный класс IBM - PS/2. Большую часть первоначального оборудования лицея оплатил пединститут. Это 130 тыс.руб., в том числе 53 тыс.руб. - средства, заработанные на подготовительных курсах БГПИ (август-октябрь 1991г.)

В распоряжение лицея в августе 1991 года его учредителем Барнаульским пединститутом был передан второй этаж общежития № 3, столовая и несколько комнат на первом этаже. Со временем к ним прибавился еще ряд помещений. Постепенно укреплялась материально-техническая база лицея. Были оборудованы несколько учебных аудиторий, зал для занятий музыкой и ритмикой (по мере необходимости превращающийся в место для вечеров отдыха), комната психологической разгрузки, библиотека, воспитательская. Кроме того, в зданиях БГПУ лицей использовал компьютерные классы с доступом в интернет и другие специализированные кабинеты факультетов (иностранных языков, физики, методики преподавания истории и пр.), актовые и спортивные залы и библиотеки.

Проведение разнообразных образовательных и воспитательных программ, организация досуга и летнего отдыха учащихся потребовали выйти за рамки учебных корпусов и общежития. Гордостью лицея стало создание на краю барнаульского бора «Домика лицеиста» и летнего оздоровительного лагеря в селе Алтайском. Постоянное расширение и успешное функционирование инфраструктуры лицея стало возможным благодаря организации и слаженной работы хозяйственно-экономической службы, возглавляемой Ю.Т. Поповым и Е.В.Чичиной. Лицей располагает автобусами, грузовым и легковым автотранспортом, гаражом, столярной мастерской, овощехранилищем.

Учащиеся находятся в лицее на полном пансионе: обеспечиваются необходимыми спальными принадлежностями и полноценным четырехразовым питанием.

Как уже отмечалось, лицей изначально ориентировался на научный и методический потенциал Барнаульского педагогического университета. Быстрое превращение нового учебного заведения в престижный и признанный на Алтае образовательный центр, стало возможным во многом благодаря тому, что с первого набора в лицей пришла когорта высококвалифицированных преподавателей: Г.П. Абрамкин, А.А. Веряев, Ю.С. Ефремов (информатика); Э.К.Брейтигам, В.В. Горева, Т.П.Махаева (математика); П.Д.Голубь, А.А.Шаповалов, Л.Е.Андреева (физика); И.А.Еремин, И.И.Макарова,Т.А.Шеметова (история); Л.Д.Вольтер и Э.Г.Вольтер, Л.М. Владимирская, И.Г. Гамалей, З.А. Сахарова, Т.П. Шубина, Л.С.Толкунова(иностранные языки); В.В. Дубровская, Г.И. Синельникова, Л.А. Юровская, Е.А.Худенко (литература); Г.П. Луппова, Г.Ф. Свиридова, Е.Ф.Дмитриева, А.И.Кручинкина (русский язык); П.Х.Шарапова, Т.В.Лобанова (биология), О.П. Морозова (психолого-педагогический семинар).

Первым завучем лицея была Татьяна Лаврентьевна Былкова, вклад которой в становление нового образовательного учреждения трудно переоценить. До прихода в лицей Татьяна Лаврентьевна имела опыт руководства университетскими классами в школе-гимназии № 40. Специфика лицея как инновационной школы, широкий спектр и большой объем учебной и воспитательной деятельности и необходимость тесной постоянной координации с БГПУ потребовали, кроме директора и завуча, ввести в управленческую структуру (на условиях совместительства) должности научного руководителя, заместителя директора по научному руководству воспитательной работой и заместителя директора по международным связям.

Особенности профессорско-преподавательского состава лицея, формирующегося преимущественно из педдвузовскихпреподавателей, привели к необходимости образования не просто учебно-методических объединений, а кафедр как основных организационных и научно-методических звеньев в структуре учебного заведения. Были созданы кафедры словесности, истории, математики и воспитательной работы.

Лицею 30 лет!

Дорогие друзья, видеопоздравление размещено по ссылке.

Поиск

© 2016 АКПЛ. Все права защищены. Разработка и техническая поддержка - Попов Е.А.